Ученики с дислексией могут
-
- путать буквы внутри слова
- пропускать буквы при чтении слова
- путать слова внутри предложения при чтении
- пропускать слова при чтении
- иметь трудности с расшифровкой отдельных слов (ребенок просто не может прочесть слово)
- писать с большим количеством ошибок
- писать буквы “зеркально”
Дислексия затрагивает не только чтение и письмо (именно эти проблемы наиболее очевидны), но и способы усвоения, хранения и использования (извлечения из памяти) информации. Могут присутствовать:
- проблемы с памятью
- низкая скорость обработки информации
- проблемы с чувством времени
- проблемы с организацией
- проблемы с последовательностью
- трудности при поиске маршрутов, работе с компасом
- путаница «право-лево».¹
Дислексия встречается в скрытом виде у около 10 % популяции, у 4% – в выраженной форме. Это наиболее распространенный вариант специфических трудностей обучения. Чаще имеет наследственный характер¹ .
ДИСЛЕКСИЯ – ЭТО НЕ ДЕФЕКТ, А ОТЛИЧИЕ. Такой подход, который сейчас становится широко распространенным в западных странах, дает возможность по-другому смотреть на проблему. Из него следуют иные способы коррекции трудностей обучения. Это может быть связано с тем, что в нашей традиции не придавалось такого большого значения снисходительному отношению и принятию недостатков и особенностей учеников. Не получается – значит, мало старался, ленивый. Соберись, возьми себя в руки. Разгильдяй, двоечник, невнимательный… В лучшем случае ребенок слышит в свой адрес жесткую критику, его работы оцениваются неудовлетворительно (даже если он действительно старался, но не вышло). В некоторых случаях такой подход к воспитанию и образованию действительно приносит плоды, если не ломает ученика. Известно, что, например, выпускники советских физико-математических школ были востребованы на западе, поступали в престижные университеты, занимали ведущие места в научно-исследовательских проектах, что свидетельствует о сильных сторонах нашего традиционного образования. Однако можно предположить, что многие дети с особенностями развития не смогли реализовать свой потенциал из-за жесткой системы, не предусматривающей место «слабостям» и «особенностям». Это относится к детям, чьи ограниченные возможности не очевидны – а именно так обстоит дело с детьми с дислексией. Мы можем обратиться к западному опыту обучения детей с дислексией в общеобразовательных школах, перенять элементы законодательной базы, защищающей права людей с дислексией и диспраксией. В Британии, например, существуют специальные правительственные организации, следящие за исполнением этих законов, осуществляющие помощь в адаптации и трудоустройстве таких людей.
Мы будем говорить о понимании термина «дислексия развития» как особенности развития, а также о возможности считать ее проявлением нейроразнообразия (neurodiversity), а не дефекта.
Этот термин важен в медицинском и социальном контексте – это не болезнь, не патологическое отклонение, а все же редкий, но вариант нормы, который может встречаться в человеческой популяции. Этот термин был впервые предложен в контексте обсуждений расстройств аутистического спектра и синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Необходимо заметить, однако, что дискуссии вокруг него продолжаются и в настоящее время.
В настоящее время все еще есть дефицит информации, которые могла бы позволить посмотреть на проблему дислексии под иным углом и дать надежду таким детям и их родителям. Сейчас много статей на эту тему; многие известные люди дают интервью с признаниями, что в детстве страдали от этой проблемы. Однако ребенку с дислексией пока что по-прежнему сложно выжить в общеобразовательной школе. Надеемся, что собранная здесь информация поможет облегчить жизнь и учебу детям с дислексией и их родителям.

Продолжение: Что такое «трудности обучения»?