Здесь будет изложен опыт и наблюдения родителей, которые столкнулись с проблемой дислексии и ее последствиями у своего ребенка и пытались найти эффективные решения, обращаясь в том числе и к западному опыту.
Как в западных странах дети с дислексией учатся в школе? Какие методики используют учителя? Чем могут помочь родители? Как к таким детям относятся в школе и в обществе?
В Англии и Канаде это понятие достаточно хорошо известно даже людям, которых эта проблема никак не затронула. “Дислектики” не являются изгоями в школе или университете, их не считают “умственно отсталыми”, над ними не принято смеяться, когда они не могут прочитать что-нибудь или делают ошибки, – такие люди никого не удивляют. Конечно, им бывает нелегко в школе, дети есть дети, но школьникам рассказывают о том, что у них могут быть такие одноклассники, как к ним нужно правильно относиться.
Некоторые преподаватели школ или даже университетов, социальные работники сами имели личный опыт преодоления трудностей дислексии. Они получили образование и специальность, имея дислектические трудности, и на своем опыте знают, как поддерживать таких учеников. Когда человек не остается один на один со своими проблемами, когда рядом с ним есть кто-то, кто может сказать: “эй, ничего страшного, у меня тоже в детстве такое было, ты справишься!” … или “мне помогало вот это, попробуй делать так…” – это вдохновляет и помогает избежать депрессии. Такие дети часто подвержены буллингу или по меньшей мере стигматизации – “посмотрите на него, что он среди нас делает? читать до сих пор нормально не умеет!”… Если ребенок правильно проинформирован о своем состоянии, он скорее всего не растеряется в такой ситуации и будет знать, как правильно реагировать.
В отечественной и западной традициях коррекционной педагогики существует некоторое различие в терминологии, а так же в подходах к пониманию нарушений, возникающих при дислексии. Несмотря на все достижения коррекционной педагогики, на то, что работы современных нейропсихологов школы Лурии переводятся на английский язык (например, Overcoming Learning Disabilities Tatiana V. Akhutina, Natalia M. Pylaeva Cambridge University Press, 2012), цитируются с большим интересом и уважением западными авторами, проблема отношения к таким детям в школе и в социуме и их адаптации пока остается открытой. Видимо, сама система образования ранее не способствовала такому пониманию особенностей детей с дислексией, как на Западе: отношению к ним не только как к людям с «дефектом» (то есть, пациентам специалиста-дефектолога), а как к ученикам с, возможно, большим потенциалом, несмотря на все их отличия и проблемы. Недостаточно внимания уделялось поиску и реализации их сильных сторон вопреки трудностям обучения. Простой пример: ученика, который имеет выраженные трудности при чтении во втором классе, одноклассница, не смущаясь, громко спрашивает: «Что ты делаешь в нашем классе?! Ты не должен учиться с нами, тебя должны перевести в школу для умственно отсталых детей!» Подобное отношение неудивительно и, возможно, связано со сформировавшейся в нашем обществе традицией восприятия «иных» людей (людей с особенностями, с особыми потребностями, да и просто в чем-то не соответствующих некоему «стандарту»). Можно предположить, что у этой «традиции» есть исторические и социальные предпосылки, и необходимо немало времени для того, чтобы ситуация изменилась. Так же хочется отметить, что несмотря на активное введение инклюзивного образования не хватает четких методических рекомендаций для учителей, специальных учебных пособий и адаптированных учебников для детей с дислексией. Особенно для детей, которые согласно принципу инклюзии учатся в общеобразовательных школах. Нужно, однако отметить, что с внедрением дистанционного образования стали доступны некоторые программы и приложения, в которых встречаются задания и упражнения, рассчитанные на детей с дислексией – например, с использованием шрифтов для “дислектиков”. Но это пока, скорее, исключение.
Безусловно, дислексия – состояние, которое может присутствовать при различной, в том числе органической патологии. Однако ее наличие само по себе не свидетельствует о сниженном интеллекте.
Несмотря на обилие популярных статей на тему дислексии, многие простые сведения об этом состоянии до сих пор иногда еще ускользают от внимания различных специалистов, которые сталкиваются в своей практике с такими детьми (в том числе неврологов, офтальмологов, логопедов). Например, состояние, известное под названием зрительный стресс. Это изменение зрительного восприятия в головном мозге, когда контрастные черные буквы на ярко-белом фоне воспринимаются размытыми, «прыгают», «танцуют», «исчезают». Это состояние может быть не связано с патологией органа зрения, и вовсе не обязательно свидетельствует об органической патологии головного мозга, а чаще является особенностью восприятия. Кстати, ребенок может не жаловаться на эти нарушения, поскольку не считает такое «видение» ненормальным – он так всегда видит текст и не знает, что может быть по-другому. В таком случае ребенку предлагают специальные накладки на текст (см.фото), и если скорость и качество чтения улучшаются, рекомендуют специальные очки с цветным покрытием (цвет покрытия подбирается методом интуитивной колориметрии, очки выпускает специальная фирма под заказ). Такие исследования проводятся, например, в Институте Оптометрии в Лондоне, где есть специальный отдел, занимающийся Специфическими Трудностями Обучения (включая дислексию). Накладки на текст выпускает специальная фирма, есть множество вариантов цветов, которые индивидуально подбираются, но за неимением таких возможностей можно для начала просто попробовать положить на текст цветную прозрачную (лучше матовую) папку. Если ребенку так легче читать, значит, дислексию в данном случае во многом обуславливает зрительный стресс. Нужно подобрать максимально комфортный для чтения цвет накладки и использовать ее при чтении. Рекомендуется также писать в тетрадях с желтыми страничками (или других оттенков), а при работе на компьютере использовать цветной фон и шрифт. Если нет возможности в наших условиях обратиться в специализированный центр и пройти тест «Интуитивная Колориметрия» на специальном оборудовании, можно попробовать заказать доступные и недорогие зеленые очки для пациентов с глаукомой (посоветовавшись с офтальмологом). Далеко не всем детям с дислексией это необходимо, не у всех трудности с чтением вызваны проблемами зрительного восприятия, но если Вы видите, что у ребенка эти меры (чтение с цветной накладкой и письмо на тонированной бумаге) улучшают качество чтения на 20-30 %, значит, это необходимо делать, и можно дальше рассчитывать на положительную динамику.

В настоящее время появилось много коррекционных и развивающих центров, где оказывается помощь детям с разнообразными трудностями обучения. Однако все же один из основных факторов, необходимых для достижения успеха – это постоянная помощь и поддержка родителей, ежедневный тяжёлый труд ученика в сопровождении помощника. Для этого нужна большая информированность учителей и родителей о дислексии развития.
Безусловно, необходима тщательная оценка ребенка квалифицированным специалистом (логопедом, нейропсихологом) для определения вида дислексии/дисграфии. Специалист поможет выбрать наиболее эффективные стратегии коррекции в каждом отдельном случае, разработает индивидуальную программу в зависимости от вида нарушений, лежащих в основе данного вида дислексии (см. работы Ахутиной, Корнева и др.). Однако было бы очень полезно, если бы родители и учителя владели большей информацией об общих принципах обучения таких детей. Тогда они могли бы пробовать самые разные средства и подходы, на опыте определять те из них, которые являются наиболее эффективными на каждом этапе развития ребенка. В этом вопросе крайне важен индивидуальный подход. Часто наиболее эффективный метод для конкретного ребенка выбирается по принципу проб и ошибок …
В Англии, например, очень много доступной литературы о дислексии для учителей и родителей. В обычном книжном магазине можно встретить большое разнообразие руководств и книг – об отношении к таким ученикам, о их адаптации в классе, о способах преподавания математики, письма, чтения, о проведении контрольных работ и их оценке, о полезных физических упражнениях при диспраксии, и многое другое. Есть специальные фирмы, выпускающие обучающие наборы, наглядные учебные пособия для детей с специфическими трудностями обучения (например, www.crossboweducation.com )
В книжном магазине (раздел учебной литературы):



Многие западные авторы настаивают на том, что ДИСЛЕКСИЯ – это ОСОБЕННОСТЬ мышления ( “другое мышление – не значит ущербное”), что предполагает соответствующее отношение к таким людям. Им помогают развить слабые стороны, исправить недостатки или адаптировать к необходимым требованиям по мере возможности, в чем-то дают «поблажки» и «скидки», не пытаясь при этом их сломать и изменить, “вылечить”, бескомпромиссно приспособить к общему стандарту… но в то же время учитывают их возможный большой скрытый потенциал, способность мыслить «за рамками» («out of box» thinking). Как говорят о себе иногда люди с дислексией, «если я перестану быть дислектиком, это буду уже не я!»
Относительно традиционного для нас подхода к обучению и занятиям с такими детьми создалось субъективное впечатление, которым хочется поделиться. Западные специалисты, возможно, не применяют столь широкий спектр развивающих и коррекционных методик. Возможно, они менее доступны так же по той причине, что это очень дорого.

Однако в западной системе образования значительные усилия направлены на помощь таким детям в классе, адаптацию, создание для них комфортных условий для обучения с учетом их особенностей. Цель – не приспособить ребенка под жесткий стандарт, а напротив, сделать более гибкими требования, помочь адаптироваться к ним, чтобы ученик не “выпал” из учебного процесса. Приспособить не детей к школе, а школу к детям. Не ставится самоцель во что бы то ни стало скорректировать все трудности и особенности. Скорее – предоставить помощь, “костыли”, научить жить и функционировать с этими особенностями в обществе.
Одновременно проводится работа по подготовке общества к принятию таких людей. Кажется, такой подход дает намного больше возможностей для них остаться полноценными членами этого общества, найти в себе сильные стороны и развивать их, а в будущем получить специальность и работу. На это направлены многие государственные программы и законы (можно предположить, что государство таким образом защищает себя от потенциального увеличения в будущем числа асоциальных или безработных граждан, живущих «на пособии»)
ДИСЛЕКСИЯ – ЭТО НЕ ДЕФЕКТ (DISABILITY,буквально ИНВАЛИДНОСТЬ), А ОТЛИЧИЕ (DIFFERENCE). Скорость чтения, почерк, грамотность, аккуратность выполнения работы, соблюдение интервалов в тетради – это, безусловно, очень важные вещи, однако ученик, в силу своих особенностей не удовлетворяющий всем этим требованиям – не обязательно «безнадежный» … Об этом свидетельствуют многие реальные истории людей с дислексией. Его нельзя ругать и наказывать, это убивает мотивацию и веру в успех, без которой невозможно преодолеть трудности дислексии. Нужно понимать, что такой ученик приложил намного больше усилий, чтобы выполнить то, что другим дается легко, и красные чернила в тетради обесценивают его титанический труд…

Можно привести пример Канады, где университетские преподаватели получают специальные инструкции для работы со студентами с дислексией и аутизмом. Такие студенты получают дополнительные часы на тестах, специальные условия для написания контрольных работ и т.д. Вот также один из примеров формирования отношения к таким студентам. Представьте себе, что в аудитории сидит студент в очках. Преподаватель говорит ему: Сними это, в моем классе не должно быть такого. – Но я не вижу по- другому! – отвечает студент. – Ну как же не видишь! Другие же видят! Посмотри, все без очков учатся! А ты будь внимательнее, напрягись, соберись, сосредоточься! – Но я все равно не вижу! – Ну, сядь на первую парту, смотри внимательно, старайся!!!… Нелепо и жестоко, правда? Но что-то похожее происходит с людьми с «special educational needs» ( специальными образовательными потребностями)…
Об этом свидетельствуют как данные литературы, так и списки великих или просто успешных и известных людей с вышеперечисленными состояниями. Что касается IQ, сейчас считается необязательным его формальное определение16 . Рекомендуется ориентироваться на мнение родителей о своем ребенке и общие впечатления его учителей и воспитателей, его достижения и успехи в разных видах деятельности, а вовсе не на его ответы на конкретные вопросы или демонстрацию навыков чтения и счета.
Короткое видео, мультфильм о дислексии, который многое объясняет: “See dyslexia differently”
Посмотрите на дислексию по-другому!
Основная мысль этого видео заключается в том, что у всех людей мозг работает по разному – так же, как мы имеем разный цвет глаз, цвет кожи и волос, каждый из нас имеет мозг, который такой же неповторимый, как отпечатки наших пальцев. Все люди имеют сильные и слабые стороны. Мозг каждого из нас видит и понимает мир по-разному.
Один из таких способов видеть мир называется “дислексия”. Этот способ влияет на то, как мозг воспринимает информацию, видит и слышит.
Людям с дислексией трудно находить соответствие между буквой и звуком, запоминать правописание слов, они могут даже видеть, как буквы движутся. Им может быть трудно различать “право” и ” лево”, запоминать много инструкций. Нередко им нужно больше времени, чтобы вспомнить нужное слово. Им бывает сложно держать карандаш и писать, они часто имеют проблемы с самоорганизацией. Это может сильно влиять на их самооценку. Они злятся, раздражаются и огорчаются, когда с огромным трудом справляются с заданием, которое другие люди находят лёгким. Они пытаются скрыть свои трудности и очень переживают, как выглядят в глазах других людей.
Однако способность мыслить по-другому может оказаться чудесной: дислектики могут лучше понимать схемы, находить решение проблем, рассказывать истории и заставлять людей смеяться, понимать, как устроены предметы, изобретать, рисовать, создавать новые вещи, видеть картину В ЦЕЛОМ. Люди с дислексией просто могут делать многие вещи по-другому, и многие из них именно поэтому стали известными. В мире много дислектиков – изобретателей, писателей, учёных, бизнесменов, архитекторов, астрономов, поваров, певцов, художников. Люди с дислексией изменили мир.
Однако, к сожалению, даже в западных странах еще далеко не все разделяют такой взгляд на дислексию.
Посмотрите на дислексию по-другому!
Ксения Тихонова
Продолжение: Может ли ребенок с трудностями обучения стать успешным?